Вторым этапом мы нарисовали сцену, когда все стало хорошо.
Ребенок может сам начать фантазировать хороший конец истории - в этом случае ему не надо мешать, не надо возвращать к сюжету сна. В таких фантазиях дети сами идут по правильному пути.
Только если он вообще не видит разрешений ситуации, помогите ему вопросами:
А что этот персонаж хочет?
Почему у него плохое настроение?
Как ему можно помочь/развеселить?
У нас были источники страха - приведения, которые хотели есть. Когда их покормили, они стали улыбаться?
На втором рисунки мы изобразили: сытых приведений и нас вместе.
Затем произошло очень интересное событие: сын предложил вырезать нас одной картинкой, а потом разрезать по отдельности. И несколько минут он отдалял фигурки мамы и сына, а потом соединял.
Он наглядно воспроизводил сюжет встреча-расставание. В его возрасте начала активной сепарации - это очень важное осознание. Можно отходить от мамы, но всегда есть возможность вернуться.
Мне было очень удивительно такое наблюдать. Все-таки детская психика очень пластична и всегда стремится к самовосстановлению.
Таким образом, основной алгоритм работы с кошмарами, который вы можете осуществить самостоятельно таков:
- Озвучиваем сон.
- Рисуем весь сон. НЕ только главного злодея, но все сюжетные линии.
- Обсуждаем получившуюся картинку. Кто и с кем взаимодействует? Что не увидели во сне, а сейчас видно?
- Переходим на этап осознания. Почему злодей такой? Какие у него эмоции? Что ему не хватает? Про что эта фигура? Злодея какой сказки, фильма напоминает? Здесь важно понять, какой личный страх, переживание маскируются под эту фигуру. Если у ребенка не было реального негативного опыта с фигурой сна, то скорее всего это маска чего-то. Используйте такой метод - метафорой какого чувства я могла бы назвать это чудище? Если это страх, то страх чего?
У Матвея 2 основных страха во сне: разлука с матерью и нарушение телесных границ. В этот период мы производили активную работу по лечению зубов, что сопровождалось нарушением границ, естественно. Количество приведений совпадало с визитами к стоматологу. Также к зубам отсылает решение вопроса - покормить их.
- Определившись с причинами, рисуем разрешенную ситуацию. Хеппи-энд сна.
- Смотрим за реакцией ребенка: достаточно ли этого разрешения или требуется что-то еще.
На этом этапе, когда напряжение уже снято, ребенок может раскрыться и рассказать вам что-то важное, что беспокоит его.
- Позволяем сделать с рисунками ребенку все, что тот захочет.
- Принимаем меры по минимизации этого страха в жизни ребенка, если это возможно. Либо проводим разъяснительную беседу, почему мама его всегда любит и не бросит.
Не существует универсального сонника, по которому можно разложить сон. Но в паре со своим ребенком, мама может опираться на свою интуицию, опыт, воспоминая - какие сказки недавно читали, видели образы. Сюжет сказки поможет вам понять чего боится ребенок.
Например, страх инопланетян - это совсем не про внеземные жизни у 3-9 летних детей. Что делают инопланетяне, чем они опасны в фильмах - забирают людей, увозят, разлучают.
Таким образом, в этой ситуации про страх разлучения, брошености. Возможно, отец ушел из семьи или родители надолго оставляли с бабушкой.
Когда мы понимаем истинный источник страха, мы перестаем бороться с ветряными мельницами. Рассказы, что инопланетян не существуют или они добрые здесь не помогут. А вот работать с чувством расставания будет эффективно.