Алгоритм
Работа с детскими кошмарами
Чем может помочь мама
Сегодня на примере работы со сном своего сына, расскажу, как можно работать с кошмарами.

Не так давно Матвей проснулся и кинулся ко мне со словами: "Как хорошо, что это был лишь сон". До этого он никогда не жаловался на сны, но я поощряла его пересказы своих ночных приключений. Поэтому у нас не возникло сложностей с воссозданием картинки сна в устной форме.

Затем я предложила ему нарисовать его сон (это было уже после завтрака, то есть необязательно делать тут же, но лучше не затягивать, пока впечатления свежи).

Рисовала я, сын говорил что, где и каким цветом должно быть. Конечно, в идеале ребенок должен рисовать сам, но если он еще не может передать сюжет сна рисунком, лучше ему помочь.

Здесь недостаточно нарисовать только пугающий персонаж, важно увидеть картинку в целом.

Так, когда на последнем этапе сын сказал, где стояла я во сне, и мы нарисовали фигуру, он воскликнул: "О мама, так ты оказывается не потерялась. Ты ждала меня за деревьями! А я искал и боялся, что тебя нет. А тут уже была".

Мне даже не пришлось указывать на пути решения ситуации, сын сам их увидел.

Вторым этапом мы нарисовали сцену, когда все стало хорошо.
Ребенок может сам начать фантазировать хороший конец истории - в этом случае ему не надо мешать, не надо возвращать к сюжету сна. В таких фантазиях дети сами идут по правильному пути.

Только если он вообще не видит разрешений ситуации, помогите ему вопросами:

А что этот персонаж хочет?

Почему у него плохое настроение?

Как ему можно помочь/развеселить?

У нас были источники страха - приведения, которые хотели есть. Когда их покормили, они стали улыбаться?

На втором рисунки мы изобразили: сытых приведений и нас вместе.

Затем произошло очень интересное событие: сын предложил вырезать нас одной картинкой, а потом разрезать по отдельности. И несколько минут он отдалял фигурки мамы и сына, а потом соединял.

Он наглядно воспроизводил сюжет встреча-расставание. В его возрасте начала активной сепарации - это очень важное осознание. Можно отходить от мамы, но всегда есть возможность вернуться.

Мне было очень удивительно такое наблюдать. Все-таки детская психика очень пластична и всегда стремится к самовосстановлению.

Таким образом, основной алгоритм работы с кошмарами, который вы можете осуществить самостоятельно таков:

  1. Озвучиваем сон.
  2. Рисуем весь сон. НЕ только главного злодея, но все сюжетные линии.
  3. Обсуждаем получившуюся картинку. Кто и с кем взаимодействует? Что не увидели во сне, а сейчас видно?
  4. Переходим на этап осознания. Почему злодей такой? Какие у него эмоции? Что ему не хватает? Про что эта фигура? Злодея какой сказки, фильма напоминает? Здесь важно понять, какой личный страх, переживание маскируются под эту фигуру. Если у ребенка не было реального негативного опыта с фигурой сна, то скорее всего это маска чего-то. Используйте такой метод - метафорой какого чувства я могла бы назвать это чудище? Если это страх, то страх чего?
У Матвея 2 основных страха во сне: разлука с матерью и нарушение телесных границ. В этот период мы производили активную работу по лечению зубов, что сопровождалось нарушением границ, естественно. Количество приведений совпадало с визитами к стоматологу. Также к зубам отсылает решение вопроса - покормить их.

  1. Определившись с причинами, рисуем разрешенную ситуацию. Хеппи-энд сна.
  2. Смотрим за реакцией ребенка: достаточно ли этого разрешения или требуется что-то еще.
На этом этапе, когда напряжение уже снято, ребенок может раскрыться и рассказать вам что-то важное, что беспокоит его.

  1. Позволяем сделать с рисунками ребенку все, что тот захочет.
  2. Принимаем меры по минимизации этого страха в жизни ребенка, если это возможно. Либо проводим разъяснительную беседу, почему мама его всегда любит и не бросит.
Не существует универсального сонника, по которому можно разложить сон. Но в паре со своим ребенком, мама может опираться на свою интуицию, опыт, воспоминая - какие сказки недавно читали, видели образы. Сюжет сказки поможет вам понять чего боится ребенок.

Например, страх инопланетян - это совсем не про внеземные жизни у 3-9 летних детей. Что делают инопланетяне, чем они опасны в фильмах - забирают людей, увозят, разлучают.

Таким образом, в этой ситуации про страх разлучения, брошености. Возможно, отец ушел из семьи или родители надолго оставляли с бабушкой.

Когда мы понимаем истинный источник страха, мы перестаем бороться с ветряными мельницами. Рассказы, что инопланетян не существуют или они добрые здесь не помогут. А вот работать с чувством расставания будет эффективно.
Made on
Tilda