«Вот, на зло же мне делает! Говорю, что нельзя, а он продолжает!» — злится мама 2, 3-летки. И возникает образ детей-манипуляторов, на которых нет управы.
Что происходит на самом деле.
Ребенок ведет себя так специально, но не чтобы разозлить маму и причинить ей боль, а чтобы получить ее безраздельное внимание. Это совсем другая мотивация и работать с ней нужно соответственно.
В терминах это называется «негативное подкрепление».
Ребенок получил опыт, что бросание еды на пол, возвращает внимание мамы к нему.
Попробовал еще раз, ситуация повторилась, мамина реакция подкрепила вывод » бросаю еду — мама уделяет мне внимание».
Помните, вы отвечали, что хуже полный игнор или критика? Для многих игнор был хуже критики. Тоже самое происходит и у некоторых детей. Когда критика, крик и злость мамы/папы — это лучше, чем полное отсутствие внимания.
Это частый сценарий в семьях с двумя детьми. Один шпигует другого, чтобы мама уделила все внимание ему.
Что делать:
1. Создаем обстановку, при которой игнорировать нежелательное поведение ребенка будет безопасно (убираем дорогие вещи, подстилаем что-то мягкое и т.п.)
2. НЕ обращаем внимание на выкрутасы ребенка. Сообщили ему, что такое поведение неприемлемо, и не уделяйте ему больше внимания. Так мы перестаем подкреплять негативное поведение.
3. Далее, в зависимости от возраста (до 3 лет не стоит), хорошо бы, чтобы ребенок убрал за собой, исправил.
4. ВАЖНО! Подкрепляем желательное поведение. Когда ребенок ведет себя хорошо, обращается с предметами бережно и по назначению, хвалите его, уделяйте внимание.
Таким образом, мы меняем сценарий с подкрепления негативного поведения на желательное поведение.